
 |
 |
ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ:
- Слесарь по ремонту подвижного состава
- Помощник машиниста локомотива (тепловоз, электровоз, электропоезд)
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКУ:
1.Наличие диплома о специальном профессиональном образовании
2.Возраст приема на работу – не моложе 18 лет
3.Пол – мужской
4.Имеются значительные медицинские ограничения (подробнее)
ЛОКОМОТИВНАЯ БРИГАДА:
vобеспечивает движение подвижного состава в соответствии с графиком движения поездов;
vсодержит в исправном состоянии обслуживаемое оборудование;
vвыполняет слесарные, слесарно – сборочные работы, радио и электромонтажные работы на уровне 3 квалификационного разряда слесаря по ремонту подвижного состава;
vобеспечивает безопасность движения состава на основе неукоснительного выполнения требований правил технической безопасности, действующих инструкций, правил, указаний;
vвыполняет требования правил безопасности труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, правила трудового внутреннего распорядка;
vведет установленную техническую документацию.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Водитель, слесарь, электрик
СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Промышленность
Железнодорожный транспорт
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИИ
Может быть отнесена к типам профессии:
«Человек Техника» (работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда).
Класс профессии: преобразующий (связана с обслуживанием техники).
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (в кабине локомотива), также данную профессию можно отнести к работе в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей).
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Машинист локомотива может работать на:
1.железных дорогах общей сети;
2.рудниках;
3.промышленных предприятиях (внутризаводские пути);
4.шахтах.
|
ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ
Машинист локомотива – работник, управляющий локомотивом на железной дороге. Доминирующие виды деятельности машиниста локомотива:
vуправление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом;
vманевровые передвижения;
vприем и контрольно-технический осмотр локомотива;
vобеспечение рационального режима управления локомотивом;
vобеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;
vконтроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
vобеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
vвыполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
vконтроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров, информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;
vконтроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;
vпринятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;
vруководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;
vсвоевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;
vвыполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.
ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
К профессионально важным качествам машиниста локомотива относятся:
vфизическая выносливость;
vнервно-психическая устойчивость;
vхорошая координация движений;
vскорость и точность движений;
vбыстрота реакции;
vвысокий уровень переключаемости, концентрации, устойчивости внимания;
vнавыки зрительного восприятия в процессе движения;
vнавыки различения сигналов;
vточный глазомер;
vоперативность мышления.
Машинист локомотива должен обладать следующими личностными качествами:
vсообразительность;
vнаблюдательность;
vбдительность, выдержка;
vорганизованность;
vосторожность;
vосмотрительность;
vрешительность;
vдисциплинированность;
vсамообладание.
|
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Машинист локомотива должен знать:
1.устройство и конструктивные особенности локомотивов;
2.методы вождения локомотивов;
3.правила технической эксплуатации железных дорог РФ;
4.инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ;
5.технология проведения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
6.основы электротехники, радиотехники, технической механики, материаловедения;
7.требования правил и инструкций по безопасности труда и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте локомотивов, а также пожарной безопасности;
8.правила эксплуатации и хранения инвентаря, инструментов и индивидуальных средств защиты;
9.устройство депо и маневровых путей.
Машинист локомотива должен уметь:
1.управлять локомотивом;
2.проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью;
3.осуществлять демонтаж и монтаж отдельных приборов пневматической системы;
4.проверять действие пневматического оборудования;
5.осуществлять регулировку и испытание отдельных механизмов;
6.определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;
7.выполнять основные виды работ по эксплуатации электровоза;
8.управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями;
9.определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов.
УСЛОВИЯ ТРУДА
Машинист поезда осуществляет деятельность в кабине локомотива. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами, диспетчерской службой. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи или условных сигналов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ
Особенностью труда машинистов является отсутствие определенного ритма в работе: начало и окончание смены в разные часы, отсутствие во время роботы регламентируемого перерыва для отдыха и приема пищи.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 декабря 2005 года N 796 (Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой)
Как получивший признанье артист,
В кресло садится молодой машинист,
Руки кладёт на панель управления -
Грузный состав начинает движение.
Стонут скреплённые в связку вагоны,
Мимо несутся вокзалы, перроны;
Люди спешащие, будто по кругу,
Входят-выходят, сменяя друг друга.
Словно вошедшая в роль пианистка,
Быстро по клавишам бьёт машинистка:
Нота, абзац, точка... смена октав...
Угол наклона меняет состав...
|
Не прерывая искусной игры,
Дёргают пальцы за нити судьбы.
Падает на пол испорченный лист...
Дёргает резко стоп-кран машинист...
Ворох бумажный, отправленный в топку,
Вновь собирается в ровную стопку.
Новую рукопись правит лингвист...
Свой вечный поезд ведёт машинист.
Стихотворение "Машинист"
автор: Ирина Вайнер
|
Железнодорожный транспорт в России — один из крупнейших железнодорожных комплексов в мире.
Общая протяжённость эксплуатационной длины железнодорожных путей, по состоянию на 2018 год, составляла 122 тыс. км; по общей протяжённости Россия занимает 3-е место в мире, уступая США (151,7 тыс. км) и Китаю (124,0 тыс. км), и 2-е место — по протяжённости электрифицированных дорог. По состоянию на 2019 год, железные дороги имеются в 80 из 85 регионов России. Нет железных дорог только в Ненецком автономном округе, Республике Алтай, Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском АО. В европейской части России железнодорожная сеть имеет радиальный вид и относительно высокую плотность, железные дороги сходятся к Москве, а Московский железнодорожный узел является крупнейшим в мире. В азиатской части страны железнодорожная сеть имеет широтную протяжённость и небольшую плотность. Сеть железных дорог в северной и восточной частях России остаётся скудной; с некоторыми регионами (Крайний Север, включая Магаданскую область и Чукотский автономный округ; Камчатка) до сих пор нет железнодорожного сообщения. Крупнейшей отраслевой компанией России является ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Помимо сети РЖД, пассажирские и грузовые перевозки осуществляются и на других, не входящих в холдинг железных дорогах — Крымской железной дороге, Железных дорогах Якутии, Норильской железной дороге и прочих.
Где продолжить свое обучение после окончания лицея?
Гигантская сеть железных дорог постоянно испытывает кадровый голод. Справиться с ним помогает довольно разветвленная сеть учебных заведений, расположенных практически во всех уголках страны. Всего у РЖД есть 9 крупных ведомственных государственных университетов и 3 университета-партнера: